Рекомендации по выбору шин
Покупка шин в некотором смысле философский вопрос. С одной стороны ясно, что шины - это прежде всего безопасность. Можно даже сказать, что шины - это часть тормозной системы машины. С другой стороны шины - недешёвая "деталь" вашего любимца. Попробуем разобраться - как найти золотую середину.
Прежде всего, вы должны определиться в каком сезоне будет работать шина. Можно смело сказать - в шинах для летних и шинах для зимних условий эксплуатации общее только одно - они круглые. Настолько конструкция современных шин для разных условий отличается друг от друга. Эти отличия проявляются и в рисунке протектора, и в составе резины, и размерах шины.
Существуют так называемые всесезонные шины. Не надо воспринимать "всесезонность " буквально. Особенно, если речь идёт об эксплуатации шин в реальных условиях российской погоды и российского бездорожья. Даже в районах с тёплым климатом разница температур летом и зимой может достигать 50 градусов. А поведение шины на сухом раскалённом асфальте и зимней жиже из снега, воды и песка столь отличается, что покупать такие шины мы не рекомендуем даже в тёплых районах, не говоря уж про районы с большей разницей летних и зимних температур. Отсюда вывод - нужно иметь комплект шин для лета и комплект для зимы. Исключение из этого правила - шины для городских внедорожников, специально сконструированные для круглогодичной эксплуатации.
Некоторые думают, что купив "всесезонные" колёса они сэкономят деньги. Но это не так. Прежде всего, шины - это ваша безопасность. И рано или поздно может наступить ситуация, когда вам не хватит нескольких сантиметров - даже если вы автомобильный ас. И эти сантиметры заложены в конструкцию шины. Но даже если удача никогда не покидает вас - при внимательном подсчёте вы ничего не выгадываете. Дело в том, что например, резина зимних шин более мягкая, поэтому она при высокой температуре очень быстро изнашивается. И этот износ заметен невооружённым взглядом. Проведите эксперимент - покатайтесь летом на зимних шинах, - через 10 тыс. км вы поймёте, что пора копить на замену шин. И уж совсем неправильно - затягивать "переобувку" шипованных зимних шин весной. Шипы при движении по асфальту быстро стираются, а при резком торможении зачастую вылетают из протектора и восстановить тормозные характеристики такой шины невозможно - во первых вырванный шип рвёт резину в месте, где он стоит, во вторых – шипы зашиваются в протектор автоматами при изготовлении шины на заводе строго со определённым усилием, на определённую, одинаковую для каждого шипа глубину, рассчитанную инженерами-конструкторами, под абсолютно одинаковым углом к плоскости протектора. Само расположение шипов таково, что они смещены на разное расстояние от края шины относительно друг друга и образуют несколько рядов при трении об лёд. Повторить такую ошиповку вне заводских условий невозможно.
Итак, определяемся с выбором - лето или зима. Зимняя (да и летняя тоже) дорога ошибок, как известно, не прощает, но дорога она и летом или зимой бывает разная. Например, зимой в большом городе дороги, как правило, быстро убирают от снега и посыпают специальными антиобледенительными составами или песком. Загородные магистрали тоже убирают, но увы, не так быстро, а небольшие пригородные дороги могут неделями оставаться подо льдом. Летом движение по автостраде совсем не то же самое, что прорыв к даче по раскисшей просёлочной дороге. Поэтому при покупке зимнего колеса перед нами встают вопросы - шипованные или нешипованные, какой рисунок протектора выбрать, можно ли поставить понравившуюся вам новую модель, если она не соответствует рекомендациям завода-изготовителя автомобиля по размеру. Ключ к ответу - это условия, в которых наиболее часто работает шина, уровень вашего водительского опыта, стиль вождения. Например, шипованные колёса весьма уверенно ведут себя на обледенелой трассе. Шипы вгрызаются в лёд так, что иногда кажется, что под колёсами сухой асфальт. Но как только вы въезжаете на чистый городской асфальт условия резко меняются. Тормозной путь у шипованного колеса на чистом асфальте несколько увеличивается. Об этом надо помнить. К тому же при постоянной езде по асфальту шипы быстрее изнашиваются и (что немаловажно) шумят. И всё же даже если вам предстоит за зиму проехать всего несколько километров по ледяной дороге - проанализируйте эти километры, взвесьте своё мастерство, выбор за вами!
Можно порекомендовать современные нешипованные зимние шины. Например, лидеры мирового производства выпускают нешипованные шины с так называемым "резиновым шипом". Протектор шины имеет множество мелких ламелей (элемент протектора, образующийся при надрезании его мелкими канавками), каждая из которых цепляется за неровности льда. Эффективность торможения на льду у этой модели приближается к шипованной. Так же на ней можно уверенно ехать по мокрому зимнему асфальту в городе за счёт достаточно большого пятна контакта с дорогой и эффективно работающих водоотводных канавок а так же по укатанному снегу. Резиновая смесь с повышенным содержанием натурального каучука не дают шине "дубеть" на морозе и это положительно сказывается на стабильности характеристик при разных температурах.
Следующий "философский " вопрос - размер шины. Тут, казалось бы всё просто - посмотри размер в технической характеристике производителя машины - и в магазин. Но не так всё просто. Например, зимние шины "родного" размера для некоторых новых (а иногда наоборот очень старых) автомобилей не всегда можно найти в магазинах просто потому, что производители их ещё не успели создать (или уже не создают), или продавцы не рискуют пока закупать из-за ограниченного рынка сбыта. Вот тут мы и встаёт вопрос взаимозаменяемости размеров. При покупки шины «неродного размера» следует учесть три основных принципа:
1. Никогда, ни при каких режимах движения автомобиля (даже при самом резком повороте или торможении «с дымом») колесо не должно задевать за детали кузова и рулевого управления. Причём, пользуясь консультациями неопытных (нечестных) продавцов или непрофессиональных шиномонтажников вы рискуете попасть в весьма неприятную ситуацию – на одном из крутых поворотов, при резком торможении или при проезде выбоины в дороге вы услышите скрежещущие звуки – колесо задевает за кузов. Это колесо на вашу машину не подходит!
2. Летом ставим шину по возможности пошире. Широкая шина увеличивает пятно контакта с асфальтом, соответственно уменьшая тормозной путь. Однако при этом у новой шины уменьшится расстояние между центром колеса и дорогой, т.е. станет меньше дорожный просвет. Летом для шоссе и города это не имеет значения, и даже придаёт машине более спортивный вид. Но при движении по плохим дорогам об этом стоит помнить. Ещё одно замечание - более широкая шина с классическим дорожным рисунком сильнее подвержена эффекту аквапланирования (грубо говоря – колесо из-за высокой скорости «не успевает» прорезать лужу до дна и между колесом и дорогой образуется плёнка из воды). Летом при жаркой грозовой погоде можно буквально влететь с раскалённого асфальта в стену дождя и многосантиметровую лужу. Неопытные водители или любители расслабиться хорошей музыкой, прекрасными пейзажами в прохладе кондиционера иногда даже не успевают сообразить что произошло – их машина стала неуправляемой. При аквапланировании коэффициент сцепления шины с дорогой равен нулю – такой же, как на отполированном влажном льду! Только, как правило, скорость машины гораздо больше. Машина в долю секунды превращается в глиссер. Будьте внимательны! Для предотвращения подобных ситуаций рекомендуем шины с дождевым рисунком протектора. Характерная черта дождевого рисунка – длинные, узкие и глубокие канавки на протекторе, ёлочкой сходящиеся к центру шины. При наезде на лужу в эти канавки загоняется вода и стремительно выдавливается из пятна контакта.
3. Зимой всё неоднозначно и, опять же, зависит условий, преимущественно в которых придётся ездить. В общем случае - для движения по снегу шине не нужна большая ширина – она мешает разгребать снег и добираться до покрытия дороги, увеличивает сопротивление, а дорожного просвета зачастую не хватает для наших сугробов. Поэтому зимнее колесо (особенно шипованное) ставим меньшей ширины и выше профилем. При движении зимой исключительно в крупных городах, где со снегом борются более-менее успешно, нешипованное колесо можно оставить с летней высотой профиля. Покупатели новых машин зачастую могут столкнуться с такой ситуацией – как правило, новые машины в автосалонах продаются укомплектованными летними шинами. Соответственно, при наступлении холодов автомобилисты ищут зимние колёса, но не могут найти «родного» размера в торговой сети, а автоцентры, к которым прикреплён автомобиль на гарантийное и сервисное обслуживание, заранее озаботившись, предлагают им шины иногда по двойной цене. Покупай у нас - или снимем с гарантии! Аргументация простая – хочешь гарантию, - катайся на шинах, предназначенных для эксплуатации заводом-изготовителем. Тут можно посоветовать – сделайте сезонное обслуживание заранее (на летних шинах), и ищите зимние шины не в автоцентре, где они дороги, а у профессиональных продавцов. Не торопитесь. Конкуренция на рынке шин такова, что никто не может долгое время оставаться монополистом в каком-либо размере. Обращайтесь к нам, сделайте у нас заказ и мы обязательно вам поможем.
4. Установка нештатного колеса взаимозаменяемого размера – достаточная причина отказать вам в гарантийном обслуживании автомобиля. Уточните в сервис-центре, осуществляющем гарантийное обслуживание, шины какого размера разрешается ставить на вашу машину.
Внимание - для тех, кто докупает 1 колесо (разорвалась боковина, порезали, украли). Шины на одном мосту автомашины должны быть абсолютно одинаковые (по модели, размеру, износу, желательно в пределах нескольких месяцев по дате выпуска). Маркировка даты выпуска указывается на боковине четырёхзначным числом. Например, 4408 - это 44 неделя 2008 года. Покупайте шины парами - разница в износе может быть не видна на глаз, но при аварийном торможении она себя проявит. Если вы всё таки хотите купить одну шину - при заказе недостающей шины внимательно перепишите с боковины производителя, модель, размер, коэффициенты скорости и нагрузки, найдите где либо рисунок протектора и сравните его с колесом, стоящим на автомобиле. Убедитесь, что вы заказываете именно то, что вам нужно. Это сэкономит вам (и нам) время. Возможно, у вас стоят ассиметричные шины с установкой строго на свою сторону - посмотрите на какую сторону вам нужна шина.
После установки колеса проверьте: если на боковине шины есть стрелка с надписью ROTATION - она должна соответствовать направлению вращения; шина с установкой в определённую (внутрь - наружу) сторону должна иметь на внутренней стороне шины надпись Inside, на внешней Outside; надпись для шин, устанавливаемых строго на свою (левая - правая) сторону машины: LEFT - вы должны прочитать её с левой стороны машины, RIGHT - c правой.